Лив Ульман

ЛИВ УЛЬМАН

В одном из её паспортов написано: посол ЮНИСЕФ. Её перу принадлежат бестселлеры «Изменения» и «Приливы и отливы», и можно быть уверенным, что она ещё многое сумеет сказать своим читателям. Однако больше всего имя Лив Ульман говорит любителям кино.

Она пришла в кино в 60-е годы прошлого века, когда имя Ингмара Бергмана было у всех на устах. Великий режиссёр сумел заметить её и увидеть в ней огромную внутреннюю силу, которая позволила Ульман создать в фильмах Бергмана прекрасные добрые образы современниц.

УЛЬМАН, ЛИВ ИОХАННА, норвежская и шведская актриса, кинорежиссер. Родилась 16 декабря 1939 года в Токио в семье норвежского инженера. В семнадцать лет, бросив школу в Тронхейме, уехала в Лондон, где обучалась актерскому мастерству в театральной студии Уэбстера – Дугласа. Вернувшись в Норвегию, Лив начала карьеру театральной актрисы в провинции, с 1960 – в Национальном театре Осло. В 1957 году началась кинокарьера Ульман в норвежском кино. 

Переломным моментом в судьбе Ульман стала встреча с режиссером И.Бергманом. Неординарная по своему актерскому дарованию и типу внешности (современная «сирена», в равной степени рассудительная и чувственная), она сразу же получила одну из двух главных ролей в бергмановской «Персоне» (1966), где ее героиня, актриса Элизабет Фоглер, неожиданно для всех обрекла себя на молчание. Сложный, философичный образ был раскрыт актрисой только средствами мимики в бессловесном диалоге с признанной звездой бергмановского кино Биби Андерсон.


Биби Андерсон и Лив Ульман в фильме «Персона» (1966)

Временем подлинного творческого триумфа для Ульман стал конец 1960-х, когда в течение двух лет она играет главные роли в бергмановских шедеврах «Час волка» (1968), «Стыд» (1968) и «Страсть» (1969). Тип ее героини, женственной, страстной и вместе с тем слишком одухотворенной, чтобы найти удовлетворение в банальных формах любовной интриги, в полной мере воплощал идеал интеллектуальной элиты и молодых нонконформистов той эпохи.


Кадр из фильма «Страсть»

Тесные профессиональные отношения между Ульман и Бергманом нашли продолжение и в частной жизни. У супругов родилась дочь Линн. Период совместной жизни Ульман и Бергмана продолжался всего пять лет, однако и впоследствии их дружеские и творческие отношения не оборвались. В 1970-х годах Ульман играет главные роли в фильмах «Крики и шепоты» (1972), «Сцены из супружеской жизни» (1973), «Лицом к лицу» (1976), «Змеиное яйцо» (1978) и «Осенняя соната» (1978).


Ингмар Бергман и Лив Ульман

В 1974 году после фильма «Сцены из супружеской жизни» такие блистательные актрисы, как Лайза Минелли, Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ширли Маклейн, и многие другие опубликовали письмо, в котором объявили Лив Ульман лучшей из актрис — случай редчайший в истории кино.

Четырьмя годами раньше Ульман номинировалась на премию «Оскар» за главную роль в фильме Я.Труэля «Эмигранты» (1971). В дилогии Труэля (куда вошел и фильм «Поселенцы» 1972), рассказывающей о нелегкой судьбе шведских эмигрантов в Америке в середине 19 века, актриса предстала в образе духовно цельной и чистой крестьянки Кристины.


Лив Ульман и Ингрид Бергман в фильме «Осенняя соната»

С начала 1970-х годов получившая всемирную известность Ульман много снимается за пределами Скандинавии – в США, Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Мексике и других странах. Не все роли были удачны. Тем не менее в 1980-е годы, в новом возрастном и жанровом амплуа, актрисе удавалось не раз напомнить о себе – как, например, в фильме «Габи: подлинная история» (1987), где ее героиня борется с неизлечимым недугом, или в «Розовом саду» (1989), где она мастерски перевоплощается в опытного адвоката. 


В фильме «40 карат»

Кроме съемок в кино, Ульман много работала на театральной сцене – в театрах Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Осло, где отыграла весь репертуар Ибсена.
Восхищаясь её драматическим искусством, можно сказать, что это – соединение «непорочной красоты и искреннего стиля».
В 1990-х годах Ульман обратилась к режиссуре, поставив несколько фильмов. Режиссерские работы Ульман, профессионально-зрелые и реалистичные, единодушно получили высокую оценку.

Однако в последние годы, кроме режиссуры, Лив Ульман сосредоточилась на писательском труде. 
В 1976 году она дебютировала со своей автобиографической книгой «Изменения», а затем в 1984 году стала автором книги «Приливы и отливы». Обе книги были переведены на несколько языков.
Лив Ульманн выступала также около 20-ти лет послом доброй воли от UNICEF и тогда же стала председателем Международного Комитета спасения.


Изабель Юппер и Лив Ульман


Лив Ульман и Джейн Фонда

Лив Ульман неоднократно номинировалась на премию «Оскар» за лучшую женскую роль. Актриса является обладателем шведского «Оскара» — премии «Золотой жук» — за лучшую женскую роль в фильме Бергмана «Стыд». Последний раз Лив Ульман появилась на экране в 2003 году, снявшись в фильме «Сарабанда». Это был последний фильм Бергмана, ставший продолжением его же «Сцен из супружеской жизни».

Избранная фильмография:

•2003 Сарабанда
•1997 Сцены из жизни Лив Ульман
•1994 Zorn (ТВ)
•1994 Dromspel … Ticket Seller
•1992 Длинная тень
•1991 Бык 
•1990 Диспут
•1989 Розовый сад
•1988 Подруга 
•1987 Габи, правдивая история 
•1986 Надеемся, что будет девочка 
•1984 Диагональ слона 
•1983 Джакобо Тимерман: Заключенный без имени, камера без номера 
•1980 Любовницы Ричарда 
•1979 Женщина с моря 
•1979 Игроки (в титрах не указана)
•1978 Осенняя соната 
•1977 Змеиное яйцо
•1977 Мост слишком далеко
•1976 Лицом к лицу
•1975 Леонор
•1975 Волшебная флейта 
•1974 Отречение
•1973 40 карат
•1973 Сцены из супружеской жизни 
•1973 Потерянный горизонт
•1972 Шепоты и крики
•1972 Папесса Иоанна
•1972 Поселенцы 
•1971 Эмигранты
•1971 Ночной посетитель 
•1970 Холодный пот 
•1969 Страсть
•1968 Стыд 
•1968 Час волка 
•1967 Cocktail party 
•1966 Персона
•1962 Короткое лето 
•1962 Тонни на неправильном пути 

 

Оставьте комментарий